Для иностранных абитуриентов

Глобальные геополитические вызовы и перспективы сотрудничества стран Центральной и Южной Азии

Сегодня в мире происходят глобальные геополитические трансформации, последствие которых тяжело предугадать. При этом формирующиеся угрозы одновременно создают большие возможности для развития взаимовыгодного сотрудничество. И, с этой точки зрения развитие активных связей по сотрудничеству между странами Центральной и Южной Азии становится актуальным процессом. Международной конференция, которая состоялось 15-16 июля в г. Ташкенте на тему «Центральная и Южная Азия: региональная взаимосвязанность. Вызовы и возможности», инициатором которой выступил Президент Республики Узбекистан Ш.М. Мирзиёев – стала важным событием в жизни нашего региона и в международном масштабе.

В работе международного форума приняли участие 44 государств и более 30 международных организаций, в том числе Китай, Россия, США и Европейский Союз. Одной из главных идей встречи стало продвижение экономической интеграции.

До начала и по ходу работы данной конференции политиками и экспертами многих стран отмечалось, что непростая ситуация, которая сложилось в Афганистане может стать дестабилизирующим фактором для всего региона. Следует отметить, что понимание сложной ситуации в регионе, стратегическое видение необходимых действенных шагов, направленных на недопущение дестабилизации, наличие всеобъемлющего плана действий и конкретных пошаговых предложений его реализации, высказанные в докладе президента Узбекистана, задали общий тренд дискуссий на конференции и оказались фактически «дорожной картой» для совместных действий.

Президент нашего государства в ходе своего выступления четко сформулировал ряд важных инициатив, которые связаны с развитием сотрудничество стран Центральной и Южной Азии. Остановимся на некоторых из них:

предложено проводить данный межрегиональный форум на ежегодной основе, где могли бы обсуждаться формирующиеся риски и угрозы на пути расширения экономического сотрудничества и инвестиционного взаимодей-ствия стран;

создать современную и безопасную транспортно-логистическую инфраструктуры в Центральной и Южной Азии. Ключевым элементом связующим два региона может стать железная дорога «Термез – Мазари – Шариф – Кабул – Пешавар». Строительство данной железной дороги позволит сформировать кратчайший маршрут и значительно сократить сроки, издержки на транспортировку грузов между странами региона, включая и страны СНГ;

внедрить цифровые платформы. С этой целью предложено разработать конкретные меры по реализации цифровой взаимосвязанности в области торговли, транзита и пересечения границ;

осуществить совместный поиск путей обеспечения продовольственной безопасности в регионе;

консолидировать усилия в борьбе с терроризмом, экстремизмом, транснациональной преступностью, в том числе в киберпространстве;

Как показывает практика, без участия соседних стран, влиятельных государств и международных организаций, политика внутреннего примирения не даст существенного результата. Именно поэтому Президентом Узбекистана было обращено внимание на необходимость координации совместных действий в области использования интеллектуального потенциала, который позволит взаимодополнять огромный исторический, экономический, научно-культурный потенциал двух регионов.

Хотелось бы обратить внимание, что уже сегодня государства Центральной Азии начали играть первостепенную и ключевую роль в принятии решений по наиболее актуальным и насущным вопросам развития всего региона. Новая политическая атмосфера придала огромный импульс развитию торгово-экономических и культурно-гуманитарных связей.

Современная Центральная Азия – это рынок с населением более 75 млн. человек, общий ВВП которого составляет более 300 млрд. долларов. Доля инвестиций в Центральноазиатский регион от общего объема в мире увеличилась до 2,5 процента. Кроме того, темпы роста ВВП в странах ЦА в последние годы были высокими - в среднем 5-7%. В 2020 году общий внешнеторговый оборот стран Центральной Азии составил 142,6 млрд. долларов, из которых 12,7 млрд. долларов или 8,9% приходится на внутрирегиональную торговлю.

Однако, возникает естественный вопрос, к какому же выводу пришли в итоге участники форума и аналитики, приоритетом является все-таки повышение уровня безопасности или развитие экономического сотрудничество. Конечно, безопасность – это в первую очередь! Руководство нашей страны делает акцент на необходимости решения кризисной ситуации в Афганистане только путём мирных переговоров, при этом, объединяя усилия всех политических партий и силы страны к межафганскому мирному процессу.

Еще одним важным аспектом является то, что прошедший форум положил начало практической реализации идеи грандиозного интеграци-онного проекта, подразумевающего сближение двух быстрорастущих регионов. Данная перспектива может создать новую точку экономического роста как для Центральной, так и для Южной Азии, способствуя кардинальной трансформации экономической картины макрорегиона и улучшению межрегиональной координации по обеспечению стабильности.

При этом современный Узбекистан, граничащий с Афганистаном, несмотря на политические и экономические риски, полон решимости сделать все возможное, чтобы многострадальный афганский народ, наконец, обрел мир и встал на путь реального развития.

На наш взгляд, дух торговли и взаимовыгодного сотрудничество, который рано или поздно овладеет каждым народом, – вот что несовместимо с войной. Из всех сил, подчиненных государственной власти, монетарная сила является самой надежной, и поэтому государства в конечном итоге будут вынуждены содействовать благородному миру.

Сегодня основные торговые пути стран Центральной Азии ведут на Север. Однако в целях диверсификации внешней торговли весьма перспективным направлением является развитие экономического сотрудничества со странами Южной Азии. Они представляют собой рынок с населением около 1,9 млрд. человек и с общим ВВП более 3,3 трлн. долларов (3,9% мирового ВВП). Внешнеторговый оборот стран Центральной Азии составляет более 1,4 трлн. долларов. Надо признать, что товарооборот стран Центральной Азии со странами Южной Азии пока невелик.

Ход обсуждений на конференции, выступление нашего Президента и заключительное заявление по итогам конференции показало, что взвешенная, с элементами деликатной дипломатии позиция Узбекистана показала свою гибкость, заострив при этом внимание на конкретных, реалистичных проектах, которые должны привлечь способные к действию конструктивные силы к реализации стратегически важных для всего региона проектов.

Таким образом, по итогам конференции была предложена масштабная и хорошо проработанная программа, реализация которой может вывести страны Центральной и Южной Азии на новый этап стабильного и мирного развития. Наряду с этим, участники форума признали Афганистан «региональным мостом», соединяющим Центральную и Южную Азии. В этой связи стороны договорились содействовать экономическому развитию ИРА посредством реализации общих региональных проектов в мирохозяйственных связях.

Также государства-участники форума договорились координировать свои усилия по внедрению перспективных цифровых платформ в сфере международной торговли, таможенного регулирования и транспорта, банковско-финансовой деятельности, а также здравоохранения, образования, науки и культуры. Решено обеспечить кибербезопасность для всех.

На наш взгляд, этим целям должна служить и продвигаемая Узбекистаном политико-экономическая концепция по взаимосвязанности, в основе которой лежит стремление к выстраиванию прочной архитектуры взаимовыгодного сотрудничества между Центральной и Южной Азией. Закономерным следствием предпринимаемых усилий должно стать создание пояса стабильности вокруг Центральной Азии.


Юлдашев Ш.Г,  

д.э.н., проф., кафедры «Экономическая теория»

НУУ им. М. Улугбека


Основные показатели
1182 Professor-o‘qituvchilar soni
26796 Jami talabalar soni
3500000 ARM fondi
52 Yo‘nalish bakalavr
71 Mutaхassislik magistratura